Home / Литература / Тема, идея произведения?

Тема, идея произведения?

Тема, идея произведения?

  1. Любое художественное произведение зависит прежде всего, от главной мысли, заложенной автором, или темы и идеи. Идейно-тематический анализ выделяет в произведении основную, центральную смысловую организацию материала под понятиями тема и идея. Если анализ действия пьесы изучает взаимосвязь событий и форму протекания действия, то идейно-тематический определяет смысл, который наполняет эти действия; отвечает на вопрос почему это происходит? . Он занимается поиском мотивов, но мотивы — если говорить более точно — суть абстрактные и универсальные понятия по определению Пави, а темы в отличие от них есть конкретизированные и индивидуализированные мотивы, например: мотив измены — тема измены Катерины своему мужу, Тихону; мотив любви — Тема Любви Ромео и Джульетты; В литературе посвященной как общим, так и частным вопросам драматургии, понятия тема и идея освещены крайне скудно, а книг по идейно-тематическому анализу автору встречать не приходилось. Мы попробуем для начала разобраться в этих основных понятиях.
    Что же такое тема и идея ? Одни понимают под темой жизненный материал, который берется для изображения, другие — круг жизненных явлений, обстоятельств, которые воссоздаются художником в своем произведении. Тем не менее, все сходятся на том, что под темой следует понимать:
    а) некий жизненный материал / среду;
    б) некий объект изображения;
    в) некую эстетическую категорию;
    Все это одновременно входит в понятие темы, но она не является простым набором жизненных впечатлений, а скорее ближе такое понятие как принципы отбора этих впечатлений для конкретного произведения. Дословный же перевод слова thema означает то, что положено в основу . Пави так определяет тему: общая тема — это резюме действия или драматического универсума, его центральная идея или организующий принцип , далее добавляя, что тема — избитое в языке критики понятие — тем не менее, страдает недостатком точности.
    Можно совершенно определенно сказать, что темы как таковой, единственно присущей данному произведению — не существует. Есть ряд тем, которые объединяются общим принципом, единым устремлением и среди которых каждый исполнитель выбирает некоторое количество тем, организовывает их в некую совокупность и соподчиненность, называя это темой (или своей темой) . Этот процесс иногда называется трактовкой , т. к. она есть самопроизвольная иерархизации тем. С одной стороны это нарушает приданную автором пьесе цельность, с другой позволяет получать бесконечное количество интерпретаций.
    Тематическое единство напрямую связано с единством драматического действия, поэтому можно лишь теоретически отделять тему от формы ее реализации, т. к. практически содержание и форма не отделимы друг от друга. Мы же стараемся разделить их на теоретическом плане для того, чтобы точно узнать исходные предпосылки того или иного действия. Пави справедливо отмечает, что с выделением в пьесе некоторых тем начинается скорее внелитературная операция комментирования и интерпретации, чем научный анализ произведения . Именно поэтому то тема более необходима в практической, постановочной работе, чем в строго научном исследовании; тема заставляет работать двигатели психической жизни . Все действия персонажа укладываются в некий смысловой универсум, который описывается понятием тема , так же этот универсум связан с мировоззрением и идеологией, которые обуславливают способы проявления темы в действии.
    Поподробнее: http://www.odris.ru/analyz/analyz_1436.html

About Author: